— Христос воскрес!
— Чего?
— Надо отвечать «Воистину воскрес!»
— В смысле? Зачем? Почему? А если я не хочу?
— Так надо! В этот день с утра всех надо приветствовать именно этой фразой, а уж потом играть в битки и есть кулич.
— Аааа.. А почему? Зачем? Я не хочу делать так, как делают все трое потому,что так надо.
Примерно так праздник Пасхи пришёл в мою жизнь из семьи. Моя семья не была сильно религиозной (и хорошо, я считаю), но во все эти общие праздники делали то, что делали все. Внешне. Ну как бы так надо. У меня нет в семье бунтарей, все конформисты, только я не вписалась слегка, и сестра ещё — тоже бунтующая против чужих «надо».
Мне всегда было сложно делать то, что надо, особенно если непонятно, какой смысл за этим стоит. Я всегда искала смысл. Или хотя бы удовольствие.
А добиться смысла у своей родни мне не удавалось. Они глубоко не задумывались над теми вопросами, что мучали меня. Другое поколение, им проще принять это «так надо». Мне — совсем не просто. Мне надо знать, мне надо прочувствовать, понять, докопаться до сути. Что за название такое странное — «пасха»? Почему яйца красят? Почему именно в это воскресенье? Причём тут Иисус, к яйцам и куличам то? И на эти вопросов ответов тогда не было. Так принято, это религия, это вера — кому-то этого было достаточно. Но не мне.
В общем, благодаря тому, что своих сильных семейных традиций празднования у нас не было, у меня сформировалась основа для своей свободы и своих личных поисков. Те, у кого в семье за этой датой правда стоят какие-то важные объединяющие семью ритуалы, действия, события — тем проще, наверное, и тем праздничнее. И для них это ценно само по себе — памятью, опытом, семейными традициями, приятными эмоциями. Я понимаю таких людей. Но я — другая.
Нет, я не атеистка. Я верю. Много во что верю, что отзывается во мне, что вибрирует, что откликается родным, узнаваемым, близким мне. Я верю во Вселенную, в Высшее, в то мудрое и сильное, что выше каждого из нас и обладает огромной мощью. Я верю в то, что божественное проявлено во всём, что окружает нас — в природе, в животных, в людях. Я верю, в ангелов, домовых и энергии стихий. Я верю в реинкарнацию и воплощения души в разных телах. Я верю в силу слов и молитв, и в силу намерения и действий. Я верю в эгрегоры, и в то, что кто-то сверху щедро делиться с нами знаниями, которые нам в помощь, и в то, что внутри каждого из нас встроен свой собственный навигатори и камертон. Я верю в магию и в то, что люди очень могущественны и сильны, и в то же время заложники систем и самих себя часто. Я верю, что можно говорить с деревьями, и они помогают, и можно исследовать в научных лабораториях супер-материальном вещества и спасать жизни ими тоже. Я верю, что у всего есть смысл. В общем, я называю себя язычницей, хотя наверное это не совсем так — я про то, что я не верю во что-то одно и жёстко, я просто люблю жизнь во всех её проявлениях, ищу смыслы и наделяю душой всё, что меня окружает.
Но вот во что я не верю, так это в того бога, которого описывают религии. Это для меня про что угодно, но точно не про мудрость и любовь и высший смысл. Про мифологичность сценариев и тени бессознательного — да. Про систему власти и контроля — да. Про отлично работающую структуру, которая приносит деньги одним и удерживает в рамках нормы других — да. Но не про про Бога. Божественное — это не про религию, не про ритуал, не про наказания за неповиновение, это больше всего этого. Я так это вижу и так чувствую.
Вернёмся к Пасхе. Теперь же легко найти объяснения, что это за праздник такой. Там же сплошные страсти! С этим праздником связано и распятие Христа с последующим воскрешением, и его искупление грехов за всех перед богом, и утверждение, что именно это является самым главным для веры. А если спускаться вглубь, идти в историю, то там уже евреи и их спасение от рабства, когда бог пообещал наказать их мучителей, убив всех первенцев среди людей и животных. И только кровь агнца на косяке двери спасла семьи евреев, дав знак карающему ангелу не входить в этот дом. Получается, что Пасха — это от слова Песах – «проходить», в значении «избавлять», «щадить». А если пойти ещё дальше, то можно найти совсем древние корни в языческих верованиях, логично привязанные к наступлению весны и возрождению всего живого, к восстанию из «мёртвых» и самой природы. Есть даже версии, что это один из праздников плодородия, и что кулич — очень похож на фаллический символ. А что, есть и в этой версии своя прелесть)))).
Получается, так или иначе, это время связано с освобождением и с возрождением чего-то, в природе, в пространстве, и прежде всего в нас самих. И мне кажется важным не следовать слепо ритуалам, а искать в них смысл заново или создавать свой, с ними или без — не так важно. Хотя сами по себе ритуалы важны для человеческой психики и помогают ей, но без осознания, без понимания зачем, пустеют. А вот время сейчас время само по себе — энергетически сильное и важное.
Я пишу это не для того, чтобы кого-то переубедить, или чтобы с кем-то поспорить. Я пишу, чтобы рассказывать о том, какая я и ем живу, во что верю, как смотрю на мир, делиться этим и тем самым создавать вокруг себя пространство из близких по духу людей.
Сегодня у меня не было ни куличей, ни крашенных яиц, ни этих формальных слов. Зато было время подумать о своих мечтах, насладится весенней погодой и порисовать нейрографические яйца как символы зарождения нового в мире и в душе. Мне нравится из таких дней делать не «праздники», а дни, наполненные смыслом, этакие точки, когда можно остановится, оглянуться, и используя ту энергию, которая сейчас витает в воздухе, сделать шаг навстречу важному лично мне.